Skip to content

Модернизация – стратегия развития

16.01.2011 Воскресенье

Юрий Владимирович Сажин
Доктор экономических наук, профессор

Проблемы модернизации, свое пристальное внимание на которые обратил президент России Медведев Дмитрий Анатольевич, и так подробно рассмотренные в докладе нашего Президента Макаркина Николая Петровича, бесспорно, являются актуальными, своевременными и основополагающими. Мы понимаем, что наше будущее зависит от уровня экономического развития.

Общепринятым показателем уровня экономического развития является производство валового внутреннего продукта на душу населения. Этот показатель у нас был в 2-3 раза ниже, чем в группе стран Германия, Франция, Англия, Италия и в 3-4 раза ниже значения этого показателя в США и Японии.

Задача России – войти в число развитых стран мира, а затем в группу самых развитых. В долгосрочной перспективе, если эти страны будут развиваться с темпами прироста 2-3% в год, то чтобы через 20 лет мы могли войти в число развитых стран для этого мы должны обеспечить прирост не менее 5-6% в год. Мы это обеспечивали, однако, мировой кризис значительно осложнил эту задачу.

В этих условиях становится очевидной необходимость в разработке новой концепции экономического развития, предполагающей соответствующее изменение методологической базы экономического регулирования. Новая концепция развития должна, во-первых, обеспечивать возможность использования всех факторов и источников развития; во-вторых, не допустить заимствования морально устаревших концептуальных подходов. При этом в ходе стратегической реализации новой модели экономического развития следует постепенно увеличивать значимость социально-экологических критериев эффективности и в долгосрочной перспективе сделать их доминирующими при принятии управленческих решений в сфере бизнеса и государственной власти.

Тщательный анализ причин кризиса позволит наметить пути дальнейшего нашего развития.

Первая особенность кризиса состоит в том, что он стал глобальным, затронув все страны мира.

Вторая особенность состоит в его всесторонности: кризисом охвачены все сферы экономики. Начавшись как ипотечный кризис, он вскоре принял общефинансовый характер, затем перерос в экономический и социальный, вызвав почти повсеместно увеличение безработицы, снижение реальных доходов населения, сокращение объемов жилищного строительства и т. п. В некоторых странах произошло перерастание экономического и социального кризиса в политический

Третья особенность кризиса – это его глубина: он оказался крайне острым для банковской системы, инвестиционных компаний, вызвал обвал фондовых рынков, снижение цен на нефть и газ (втрое), годовую рецессию в большинстве стран, удвоение безработицы и др. Глобальный кризис затронул Россию самым серьезным образом.

ВВП страны снизился на 8,5%, инфляция составила 8,9%. С начала года инфляция составила 3,1%.

Выход из кризиса будет сопровождаться переходом в длительную депрессию с элементами дефляции в развитых странах и стагфляции – в развивающихся. Россия уже вошла в состояние стагфляции, вследствие чего кризис будет достаточно затяжным. Причина этого в том, что в финансово-экономической системе России были определенные слабости, которые этот кризис выявил.

К слабостям российской финансово-экономической системы можно отнести:

1. Высокую долю иностранного капитала на фондовом рынке России и большую задолженность российских предприятий иностранным инвесторам. Возврат долга в условия укрепляющегося доллара, да еще c высокими процентами, обескровливает российскую экономику.

2. Превалирование в нашей экономике «коротких» денег и фактическое отсутствие в рыночных фондах «длинных» денег.

3. Высокий уровень инфляции, приводящий к обесцениванию рубля. Не может развиваться ипотека, инвестиционный кредит невыгоден из-за высокой процентной ставки при инфляции (опять-таки из-за дороговизны денег). Как следствие, происходит недофинансирование реального сектора, снижаются реальные доходы населения, а банки и предприятия вынуждены больше занимать у иностранных инвесторов, увеличивая внешний долг России.

4. Сильную зависимость социально-экономического развития страны от уровня и динамики цен на нефть и газ. Экспорт был главной движущей силой развития экономики страны, усиливая тем самым ее однобокость и уязвимость социально-экономического развития от уровня цен, спроса на сырье, возможностей привлечения инвестиций в эти первичные отрасли.

5. Несовершенство государственного регулирования финансово-экономических отношений в глобальном масштабе. Мировой кризис поставил под сомнение эффективность мировой финансовой системы, показал слабость международного финансового регулирования, необходимость пересмотра архитектуры мировых финансов, а также более действенного контроля со стороны государств за движением денежных средств и межстрановым переливом капитала.

Нобелевские лауреаты по экономике последних пяти лет не могла предсказать кризис и развивала идеи либеральной экономики.

Для успешного выхода из кризиса необходима реализация следующих направлений:

1. Нужна диверсификация экономики, структурная перестройка экономики, развитие обрабатывающих производств и инновационных видов экономической деятельности

2. Желательно и возможно подавить инфляцию, поскольку настоящий кризис – самый благоприятный для этого момент, когда наблюдается снижение индекса цен производителей и оптовых цен, снижение цен на нефть и газ, снижение цен на пшеницу, металл и т. п.

3. Необходимо стимулировать развитие малого бизнеса, вклад которого составляет в России 11% ВВП, а в развитых странах – до 40% ВВП. Можно предложить отмену налогообложения в течение первых трех лет функционирования малых предприятий;

4. Желательно сокращение государственных расходов и в первую очередь сокращение чиновников которых в последнее время в полтора раза больше, чем были в СССР.

Таким образом, только ускоренная модернизация экономики может способствовать дальнейшему поступательному ее развитию.

Для реализации этого направления необходимо создать критическую массу кадрового состава специалистов, которые должны являться главной движущей силой при реализации направлений модернизации.

В интервью госсекретаря США Хилори Клинтон Познеру она сказала, что в Селиконовой долине – работают 40 тысяч русских специалистов. Масштабы экономических последствий для нашей науки и образования трудно себе представить.

Что касается проблем, которыми мы с вами занимаемся, а именно модернизации образования.

К сожалению, мы сталкиваемся с наличием кризисных явлений в образовании – начиная со школы и кончая подготовкой специалистов высокой квалификации.

Следует отметить, что на базе начальной и средней школы вряд ли можно подготовить абитуриента, способного обучаться в вузе. (необучаемость)

1. На наш взгляд до сих пор нет ясности в том, каких специалистов мы хотим получить – всесторонне развитых, грамотных, креативных, или функциональных специалистов (которых готовит бакалавриат)

2. До сих пор не разработаны стандарты 3-его поколения (они должны были быть разработаны 10 лет назад)

3. Нет определенности с выбором направления (это уже тянется 5 лет)

4. Минтруд не определил статус – бакалавра и магистра

5. В течение 5 лет пытаемся пересмотреть паспорт специальностей ВАК, но если нет базовых направлений как проводить реформу. Должен быть системный подход.

6. Наконец ЕГЭ – В дискуссии по этому вопросу в СМИ, на телевидении, за круглыми и квадратными столами не было случая чтобы победила идея поступления в ВУЗ по ЕГЭ.

Научная общественность против этого и только чиновники от Минобразования поддерживают эту идею.

7. Система оплаты труда в образовании требует особого внимания.

Была не очень совершенная, но единая тарифная система. Теперь каждый из более чем 3000 вузов должен создать свою. Вряд ли это лучше. Сейчас лаборант и преподаватель получают одну и ту же зарплату.

И самое главное направление – это чтобы каждый преподаватель, научный сотрудник, специалист на своем рабочем месте добросовестно и творчески выполняли сои обязанности. Только в этом случае модернизация будет необратимой.

Источник

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: