Skip to content

Семь мостов образования Украины на переправе в будущее

18.06.2011 Суббота

Борис Жебровский
Заместитель Министра образования и науки, молодежи и спорта, Президент Международного Педагогического клуба  европейских столиц

Речь пойдет о реформах. Совместимы ли вообще понятия «реформы» и «образования»?
По словарям, «реформа» — это «преобразование», «изменение», «переустройство». Собственно, подойдет любое. Все они не такие пугающие, как «реформы». Особенно те, которые требует проводить за «Сто дней» каждая новая власть.

Понятно, что в такой деликатной и консервативной сфере, как образование, более реально и корректно  подошёл бы термин «изменения». Хотя «реформы», конечно, солиднее. Звучит!

Ну, а если совсем серьезно, то невероятные изменения в жизни человеческой цивилизации требуют, прежде всего, и от правительств, и от общества совершенно нестандартных и согласованных решений.

Те страны, которые начали поиск таких путей нашли их в сфере образования. Классические примеры Финляндии, Южной Кореи, Сингапура сегодня можно уже продолжить.

В этот ряд серьезно намерилась войти и Украина, провозгласив образование национальным приоритетом развития страны.

Если образно представить себе пути преобразований, то это как строительство мостов. Мостов в будущее. Мы начали с семи.

***

Первый мост. Главное в образовании детей – не образование. Здоровье важнее.

Физическое, психологическое, социальное. За 20 лет население Украины сократилось с 52 млн. до 45 млн. Демографы, медики, социологи могут это объяснить. Понять сложно.

Оба украинских ведомства – образовательное и здравоохранения-  заняли четкую позицию: пройтись по всем «болевым» точкам от рождения до выпускного бала и устранить их. Кстати, определились, что заниматься здоровьем следует ещё до рождения ребёнка. Уже разрабатываются основы «дородовой педагогики и психологии».

Все новые программы, архитектурные проекты, режимы занятий, питание, диспансеризация и т.п. будут формироваться и согласовываться только под углом зрения – сберечь и обеспечить здоровье детей,  а значит возродить репродуктивное будущее страны.

***

Мост второй. Высшим образованием надо считать дошкольное.

Как говорят японцы, после трёх уже поздно. Добавим, а после пяти – бесполезно.

В октябре 2010 года Всемирный Форум ЮНЕСКО по дошкольному образованию подтвердил почти единогласно (а это 137 стран) – фундамент образования и основа формирования личности закладываются в дошкольном возрасте! В этом направлении Украина за последний год сделала революционные шаги.

Внесены изменения в Закон. Предшкольное образование (5-6 лет) стало обязательным. Для пятилеток утверждена программа «Уверенный старт». Прошёл Первый Всеукраинский съезд работников дошкольного образования. Создана их профессиональная Ассоциация. Появились новые журналы и газеты, радио и телепередачи для родителей и детей.

По образному выражению Министра образования начался «Крестовый поход» за возвращение и строительство детских садов, который уже сегодня готов похвастаться такими цифрами – на протяжении 2010 года 420 дошкольных учебных учреждений вернулись детям.

Руководство государства выносит вопросы на заседание правительства о дошкольном образовании наряду с важнейшими экономическими и социальными проблемами. Утверждена государственная программа развития дошкольного образования до 2017 года. Все рассмотрения вопросов об образовании у Президента Украины начинаются с проблем самых маленьких.

Можно сказать, что мост «Высшее дошкольное образование» строит вся страна.

***

Третий. Содержание и есть качество. Стандарты образования, программы, куррикулум, кому какое слово нравится. Суть одна – содержание образования.

Чему мы учим детей? Зачем именно этому? В каком объеме и последовательности? Всё это и есть основные вопросы изменений в образовании. Самые глубокие и самые сложные. Стандарты не менялись в Украине уже десять лет. В сегодняшней науке десять лет идут за тысячу.

Правительство Украины после жарких дискуссий (и это полезно) утвердило стандарты начальной школы. Мы попытались учесть и собственные традиции, и зарубежные успехи. В Украине с 1 сентября 2012 года будут изучать во всех школах иностранный язык с первого класса, а информатику со второго. Списывать особенно не у кого, аналога в Европе практически нет.

Уже разработаны и началось обсуждение концепции стандартов всей средней школы.

***

Мост четвёртый – «ИКТ мост». Новое содержание образования без новых технологий обучения – как неопылённый цветок.

Сегодня это одно из слабых мест в украинском образовании. По использованию информационно-комуникационных технологий (ИКТ) мы в конце первой сотни стран мира. А можем быть (как космическая страна и родина европейской электроники) в первой десятке. И будем!

Для этого правительство утвердило государственную программу широкомасштабного использования ИКТ в учебном процессе «Сто процентов», разработан национальный проект «Открытый мир».

Желающих присоединиться к этим проектам предостаточно — наука, бизнес, инвесторы. Глядишь, в конце строительства «ИКТ- моста» появится возможность и образовательный спутник запустить!

***

Пятый мост. Новой школе – новый учитель.

Увы, это неизбежно. Пришло время с планера пересаживаться на «Руслан».

Всем понятно, что у этого моста самая сложная конструкция. Каждый пятый учитель в Украине пенсионного возраста. А 30-40 лет работы в школе… Название главной книги всемирно известного украинского педагога Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям» — это не красивая фраза, скорее, медицинское заключение.

По многим причинам (в том числе – демографическим) реальная заработная плата учителей не растёт. Обещания поднять учителя на недосягаемую высоту на практике больше похоже на желание избавиться от надоедливых просителей. Молодежь школу как работу практически не выбирает. По-прежнему, особенно перед выборами, много обещаний, деклараций и мало смелых и решительных шагов власти на местах. Проблем много и даже те руководители, которые искренне хотят их решать, не всегда понимают с чего начинать. Но что вселяет оптимизм? Понимание сложности проблем и твердое намерение коренным образом изменить положение учительства.

По инициативе высшего руководства страны готовиться Всеукраинский съезд работников образования. Именно на нём и будут рассмотрены вопросы стратегического развития образования. Среди важнейших документов и обновлённая государственная программа «Учитель».

***

Мост шестой. Качество управления образованием – этот мост не требует больших затрат. Умный руководитель всегда найдёт, пусть временный, но выход из любой ситуации.  Непрофессионал может уничтожить всё.

Беда наша в том, что вертикаль власти, в том числе и в образовании, стала местом, где развешивают флаги политические партии.

За последние пять-шесть лет только единицы руководителей районных, городских, областных управлений образования смогли не подстраиваться под цвета политических партий, а работать исключительно под государственным.

За последний год министерство значительно сократило количество всевозможных информаций, отчётов и т.п., но в школе мало что меняется. Местная власть всегда найдёт несвойственную учителю работу. Понять её можно, а на кого еще опереться? Школа по-прежнему остаётся надёжным исполнителем, а учителя всё так же  законопослушны.

Создать новые программы, внедрить новейшие технологии, изменить систему подготовки и переподготовки учителей — эти мосты мы построим. А вот качество управления больше напоминает пока что понтонную переправу, а не мост. Увы…

Что делать? Ведём активный поиск законодательных  решений, изучаем опыт, советуемся с теми, кого уважает учительство, с успешными руководителями. Контуры и чертежи  этого моста уже видны.

***

Седьмой и последний. Мост стратегического назначения – экспериментальный. Ведь будущее – это не только завтра.

Анализ тем научных диссертаций, экспериментальных проектов, площадок, материалы выставок педагогических инноваций огорчает. Национальная доктрина стратегии развития образования требует серьезной коррекции.

Министерство уже занялось изменением структуры своих научно-исследовательских институтов. Впервые в самом ведомстве появился отдел экспериментальной педагогики. Прошла Всеукраинская эстафета педагогических инноваций «Новые горизонты украинской школы». Цель – увидеть у других то, чего нет у себя. Придумал сам – поделись с соседом. Без приказов и назиданий. Основные струны – чувство профессионального самолюбия. Благо интерес к этому еще живой! Подтверждение тому книга «1000+1 идея современной украинской школы».

Уважаемые коллеги!

Конечно, любое строительство видится по-разному: из мастерской архитектора, прорабской, строительной площадки. Но если цель одна, какая разница в терминологии и лексике.

Всё больше убеждаемся, что научить и примирить нас могут только дети, а оценки… оценки выставит время и люди.

Украина строит мосты. Они разные. Через Днепр, чтобы оставаться единой. Через дороги, чтобы стали безопасными. И мосты в будущее. Конечно их больше, чем семь. Но все они для наших детей. Пора бы это понять.

 

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: