Skip to content

В.В. Путин. Интервью журналу «VIP-Рremier»

21.06.2011 Вторник

— Владимир Владимирович, в начале 2000-х годов Вами были
поставлены масштабные задачи, призванные вывести Россию из глубокого кризиса, начавшегося еще во времена СССР. Считаете ли Вы, что они были выполнены, и если да, то какими Вам видятся приоритеты развития страны в
этом десятилетии?

— Масштабность задач, о которых вы говорите, была прямо
пропорциональна объему проблем, с которыми Россия оказалась на пороге ХХI века. В новое тысячелетие мы вступили на волне дефолта, спровоцировавшего инфляцию, разорение предприятий и безработицу. Кризис «накрыл» целые отрасли. За чертой бедности оказалась как минимум треть населения. Серьезные сложности испытывала и система государственного
управления. Власть была малоэффективной, а сама страна напоминала сообщество «удельных княжеств», имеющих свои законы и правила. При этом на Северном Кавказе шла настоящая гражданская война, развязанная террористами, которых подпитывали силы, заинтересованные в ослаблении
России.

Ситуация требовала самых решительных мер. Я говорю прежде всего о наведении конституционного порядка, соблюдении социальных гарантий граждан, укреплении государственных институтов. И мы это сделали! В буквальном смысле собрали страну, восстановив единое правовое поле и создав сбалансированную систему госуправления.

За десять прошедших лет были достигнуты макроэкономическая
устойчивость и финансовая самостоятельность страны. Обеспечены условия  для развития частного бизнеса и притока инвестиций. Запущены масштабные  инициативы в социальной сфере, образовании, науке, здравоохранении,  крупные проекты в энергетике, транспортной инфраструктуре,  машиностроении, строительстве. Россия заняла достойное место на
международной арене и выстроила с партнерами конструктивные отношения,  которые приносят солидные дивиденды.

Главное, мы добились стабильности, которая позволяет и государству, и  обществу уверенно смотреть в завтрашний день и строить планы на  долгосрочную перспективу.
Конечно, у нас есть целый ряд серьезных проблем, часть которых
тянется еще из прошлого века, прежде всего это сырьевая направленность  экономики. Но мы рассчитываем, что они будут решены, в том числе в ходе  реализации Стратегии долгосрочного социально-экономического развития  России до 2020 года.

Как вам, должно быть, известно, сейчас мы начали работу по
актуализации «Стратегии-2020». В нее вовлечены ведущие российские и  зарубежные эксперты, представители общественных организаций, ведомств и  политических партий, в том числе «Единой России». Корректировка была  необходима для того, чтобы наш план действий на перспективу был  максимально четким, отвечал современным условиям, реальным потребностям
государства и общества.

Так вот, приоритеты развития страны на ближайшее десятилетие, о
которых вы упомянули, заключены именно в ней. Это — построение
конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, окончательный  переход к инновационному, социально ориентированному типу развития  страны. В наших планах — обеспечить высокие стандарты личной  безопасности граждан, доступность и качество услуг социальной сферы;
уменьшить масштаб регионального неравенства и сформировать новые  территориальные центры роста; снизить административные барьеры и  одновременно с этим повысить эффективность системы госуправления.  Мы  будем расширять свободу  предпринимательства, чтобы в конечном итоге доля
среднего класса составила более половины населения России.

Последовательное движение по указанным направлениям даст возможность  сохранять устойчивый экономический рост и за пределами 2020 года, а  значит, обеспечивать и достойный уровень жизни наших граждан.

 Экономика России, как и в предыдущие годы, остается во многом сырьевой. Но именно сырье кормит страну. Не считаете ли Вы, что  постоянными разговорами о «нефтяной игле» кое-кто пытается   дискредитировать источник нашего благосостояния. «Нефтяные» государства,  например Норвегия, не стыдятся этого. Какая роль отводится ТЭКу в  процессе дальнейшего развития страны?

— Одна из ключевых. Прибыль, которую ТЭК сегодня дает России,
составляет около 50 процентов бюджетных доходов. При этом ТЭК не  примитивно «эксплуатирует» природные богатства, а интенсивно
развивается, давая импульс укреплению как смежных отраслей, так и еще  целого ряда сфер. Ведь именно здесь идут наиболее активные процессы  модернизации производственных мощностей, оперативно внедряются новые  технологии и передовые научные достижения.

В настоящее время ТЭК является нашим стратегическим конкурентным  преимуществом на внешних рынках. И, согласитесь, это разумно —  использовать то, что выгодно в данный момент, что принесет максимальную  прибыль. Тем более учитывая, что доходы, которые он приносит, мы не  «проедаем», а направляем на реализацию перспективных задач, прежде всего  связанных с диверсификацией экономики, в том числе интенсивным ростом
перерабатывающих производств.

Также действуют и наши коллеги. Ни арабские государства, ни
Австралия, ни Норвегия никогда не исходили из того, что «нефтянка»  способна полностью покрыть все потребности государства и единолично  обеспечить его стабильное развитие.

Конечно, наши традиционные отрасли, и в первую очередь ТЭК, еще
довольно долго будут выполнять для нашей экономики функции
стабилизирующих. Но в будущем, безусловно, их место вполне могут занять  новые сферы. Такие, к примеру, как сельское хозяйство, машиностроение,  фармацевтика, авиапром. Отрасли, которые ориентированы на высокие  технологии, инновации и способны выпускать конкурентоспособную продукцию
с высокой долей добавленной стоимости.

— Не кажется ли Вам, что, решив за последнее десятилетие
первоочередные, насущные проблемы, мы подошли к необходимости осуществлять качественные изменения — своего рода прорыв — во всех  областях жизни страны? Нужна ли для этого новая идеологическая платформа  — так называемая новая национальная идея? Что должно быть ее основным   постулатом?

— Мне очень часто задают этот вопрос, и я позволю себе повториться и  процитировать Александра Солженицына, который однажды назвал нашей   национальной идеей «сбережение народа». В этой фразе, собственно, и   заключена главная цель современной России, всех преобразований, которые   происходят в экономике, социальной сфере, общественной и политической   жизни.

При этом ключевым способом реализации национальной идеи я считаю  постоянное развитие. Мы должны гордиться своей тысячелетней историей,   природными богатствами, культурным достоянием, но обязательно двигаться   вперед. Быть конкурентоспособными во всем — будь то технологии или
человеческий капитал, промышленное производство или искусство. И при  этом общество, власть, бизнес должны выступать единой командой. Только   так можно добиться того самого качественного прорыва, о котором вы   говорите.

— Выход России из экономического кризиса с наименьшими
издержками, безусловно, заслуга Правительства, предпринявшего ряд точных адресных усилий. Можете ли Вы сказать однозначно, кризис был добром или  злом для страны? Отказались ли Вы от идеи удвоения ВВП?

— Не стал бы рассматривать кризис в категориях «добра» или «зла».
Кризисы — явление естественное и неизбежное, они возникают по мере  накопления проблем, но при этом дают и возможности их решить. Обнажая   «болевые точки», они стимулируют работу по изменению ситуации.

В России кризис еще раз напомнил о сырьевой зависимости нашей
экономики, слабости финансового рынка и базовых рыночных институтов,  прежде всего недостаточном уровне конкурентоспособности. Он заставил   актуализировать поставленные ранее цели с учетом новых реалий и
возможностей.

Идея удвоения ВВП — один из примеров. Это было стратегической задачей  определенного исторического этапа развития страны. И накануне кризиса  мы вплотную приблизились к ее решению. По предварительным подсчетам цель  могла быть достигнута, как говорят, «с опережением графика»: не к   2010-му, а уже в 2009 году.

На сегодня ситуация изменилась. Кризис внес свои существенные
коррективы во все наши планы. И в настоящее время для России важны не  количественные, а качественные параметры экономики, устойчивый   инновационный рост, который мы сможем обеспечить за счет повышения   эффективности производства, в том числе производительности труда.

Нам необходимо существенно повысить эффективность бюджетных расходов и  всего госуправления. Оптимизировать стратегию денежно-кредитной   политики, прежде всего с точки зрения выработки антиинфляционных мер и   предупреждения возникновения кризисных сценариев в будущем.

Так что если уж давать определения кризису, то я бы назвал его «проверкой на прочность».

Да, Правительство приняло ряд решений, которые не допустили
социальной напряженности, коллапса банковской системы, остановки  производств. Но не это было основной причиной нашего достаточно   уверенного преодоления периода глобальной нестабильности. Главное — это   девять лет стабильного экономического роста, которые предшествовали
кризису.

Нам было на что опираться при принятии тех или иных решений. За
прошедшие годы наша экономика, если можно так выразиться, возмужала, а  производства стали более жизнеспособными. Важнейшей опорой оказались   накопленные финансовые резервы. Этот солидный ресурс мы использовали для  обеспечения социальных обязательств и стабилизации ситуации на рынке
труда, для реализации инвестиционных планов, поддержки ключевых отраслей  и продолжения реформ в здравоохранении, образовании, ЖКХ, бюджетной   сфере.

Кроме того, кризис можно назвать и уроком. Меры, в том числе и
антикризисные, которые доказали эффективность в ходе преодоления  кризисных явлений, найдут свое место в перспективных планах развития   страны.
— Можно ли считать, что «Концепция-2020» по-прежнему является  политической платформой экономического развития современной России? 
Сейчас этот документ вновь обсуждается экспертными группами, в работу  которых вовлекли представителей науки и бизнеса, федеральных и   региональных органов власти. Какие задачи стоят перед ними? Подлежат ли 
пересмотру заявленные цели? На какой содержательный результат Вы  рассчитываете?

— Стратегические цели, заявленные в Концепции, остаются неизменными.
Это — устойчивое повышение благосостояния граждан и национальной  безопасности, обеспечение динамичного развития экономики по  инновационному пути и укрепление позиций России в мире.

Вместе с тем России, как и другим государствам мира, необходимо
выработать новую модель развития, которая будет учитывать посткризисные  реалии. Для решения этой задачи и была организована экспертная площадка
на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа  экономики» и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при   Президенте России.

В течение 2011 года экспертные группы будут готовить конкретные
предложения, которые смогут оказать практическое содействие решению  ключевых задач по модернизации экономики, повышению эффективности   социальной сферы, системы государственного управления, бюджетных   расходов, полноценной реализации человеческого потенциала.

К экспертно-аналитической работе привлечено свыше тысячи
представителей университетской и академической науки, независимых  экспертных организаций, федеральных органов власти, бизнеса,   общественных объединений. Достигнута договоренность об участии ряда  выдающихся зарубежных ученых. Рассчитываем на сотрудничество с ведущими   специалистами ЮНЕСКО и ОЭСР.

Начиная с середины февраля, проведено уже более сотни мероприятий —  экспертных обсуждений, семинаров, круглых столов. Наиболее значимыми из   них стали форум «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии» и XII   Международная научная конференция по проблемам развития экономики и
общества.

Важно, что уже есть и конкретные результаты. Часть групп
непосредственно приступила к подготовке законопроектов. Так, в рамках  группы «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная   политика» разработан проект Концепции государственной миграционной   политики России, а группа «Повышение эффективности государственных
инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной  системы» подготовила концепцию проекта федерального закона «О   федеральной контрактной системе».
— В этом году исполнится 20 лет с момента распада СССР. Все эти
годы Россия активно участвовала в интеграционных процессах на
постсоветском пространстве, приносящих не только выгоды, но и
существенные экономические издержки. Это участие — своего рода
историческое обременение для России как правопреемницы СССР или часть
стратегии по дальнейшему развитию современной России?

— В этом году исполняется также 20 лет с момента создания Содружества Независимых Государств, которое сыграло важную историческую роль в   поддержании геополитической стабильности, в выстраивании отношений   суверенных стран, объединенных не только общим прошлым или же тесными,  даже родственными связями между народами, но и экономической  инфраструктурой.

На сегодня положение дел, по сути, не изменилось. Наоборот, обросло новыми инициативами, форматами взаимодействия. Я говорю об Организации
Договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом  сообществе, Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана и, конечно,  о формирующемся в настоящее время Едином экономическом пространстве   этих трех государств, которое наглядно демонстрирует новый качественный
уровень партнерских отношений, достигнутый благодаря постоянному  развитию нашего взаимодействия. Уверен, ЕЭП принесет не только солидные   финансовые дивиденды и существенно укрепит наши связи, но и привлечет   новых участников.

Такой сценарий развития отношений внутри СНГ абсолютно закономерен.
Мы являемся друг для друга источником инвестиций и инноваций, трудовых и  интеллектуальных ресурсов. И я считаю это ценным конкурентным   преимуществом.

Интеграция обеспечит рациональное включение стран Содружества в  мировое хозяйство. Сложив свои природные, технологические и гуманитарные  потенциалы, эффективно используя транспортные коммуникации, наладив   тесную производственную кооперацию и объединив рынки, мы получим   возможность не только успешнее решать задачи модернизации, но и занять   достойное место в глобальной экономике и современной политической  системе.

В этом контексте представляется неуместным назвать российскую
политику на пространстве СНГ «обременением» или   экономическими   издержками». Да, интеграционные процессы требуют материальных затрат от  всех участников, и размер их зависит от экономического веса страны.
Однако эти затраты оправданны. В конце концов, мы все заинтересованы  иметь по периметру наших границ дружественные, стабильные и динамично   развивающиеся государства. И отношения с партнерами по СНГ останутся   безусловным приоритетом российской внешней политики.
— Мы говорили об интеграционных процессах на пространстве  бывшего СССР. А какой, с точки зрения наших западных партнеров, должна   быть Россия? Нет ли за постоянными призывами к интеграции в мировое 
экономическое пространство определенного лукавства?

— Вопрос, «какой должна быть Россия по мнению Запада», уместнее
адресовать нашим иностранным партнерам. Хотя однозначный ответ вы вряд  ли получите — он будет зависеть от уровня и качества наших связей с той  или иной страной.

Не секрет, некоторые до сих пор в отношении России оперируют
понятиями времен «холодной войны». Осознанно они это делают или нет —  судить не буду. Но считаю, что эту тему давно пора закрыть и осознать,   что современная Россия — это страна новых возможностей, открытая для   каждого, кто готов к совместной работе.

Сегодня нашим абсолютным приоритетом является всесторонняя,
комплексная модернизация страны, основанная на ценностях и институтах  демократии, диверсификации экономики и переводе ее на инновационную,   высокотехнологичную модель развития. Разумеется, мы будем решать эту   задачу прежде всего в интересах своей страны. Но при этом мы нацелены на  самое тесное международное сотрудничество, на развитие равноправных и
взаимовыгодных отношений.

Наше ответственное решение об интеграции в мировую экономическую  систему и ее ключевые институты — свидетельство того, что мы четко   понимаем все преимущества, которые сопровождают более активное вхождение  страны на мировой рынок, наше участие в работе основных международных  экономических объединений. Причем преимущества не только для России.
Так, например, скорейшее присоединение к ВТО будет способствовать  стабилизации международной торговой системы в целом.
— В позапрошлом году Вы стали инициатором возрождения Русского  географического общества. Своего рода Ваш новый личный проект. Скажите,   чем обусловлено столь пристальное внимание к нему с Вашей стороны?

— Я не инициатор возрождения РГО. Общество, созданное в 1845 году, не  прерывало своей деятельности ни на один день. Даже во время Великой  Отечественной войны, когда все подобные организации были вынуждены   свернуть работу, специалисты РГО ковали победу в блокадном Ленинграде,   составляя карты Дороги жизни.

Так что я просто активно поддержал идею дать новый импульс развитию  одного из старейших общественных объединений России. В последние годы   его деятельность была малозаметной, и такое положение вещей следовало   менять. Русское географическое общество — это колоссальный ресурс,   который можно и нужно использовать на благо развития страны.

Во-первых, РГО — наше национальное культурное и научное достояние. В его истории сотни великих имен, которые, без преувеличения, создавали   Россию. Именно РГО мы обязаны запуском и реализацией таких инициатив,
как изучение и освоение Арктики, природоохранная деятельность,
статистические, метеорологические и этнографические исследования.
Основы, которые были заложены, мы успешно используем по сей день.

Во-вторых, РГО имеет значительный потенциал консолидации общества вокруг  таких важных ценностей, как патриотизм, толерантность, преемственность  традиций и поколений, рачительное отношение к природе. Оно может оказать
огромное влияние на формирование и развитие национального самосознания,  стимулировать творческую энергию граждан. Все это особенно важно для   молодежи, работе с которой Общество уделяет самое пристальное внимание.

Хочу подчеркнуть, что современная миссия РГО — «Вдохновлять людей на  любовь к России» — много больше, чем просто красивый лозунг. За ним —  сотни проектов, которые несут достоверную информацию о нашей стране, о  ее этнокультурном многообразии, об истории, сегодняшнем дне и  перспективах.

Учитывая эти и многие другие позитивные факторы, связанные с Русским  географическим обществом, я по мере сил стараюсь содействовать его   работе, принимать участие в проектах, прежде всего связанных с   природоохранной тематикой.
— Наш журнал называется «VIP-Premier».
Бывая в разных регионах страны, встречаясь с людьми, чувствуете ли Вы себя VIP-премьером?

— Скорее, чувствую себя «тягловой лошадью», чем какой-то там «важной  персоной». И особенно в поездках по стране. Здесь сосредотачиваешься на   конкретных задачах, которые обсуждаются в ходе совещаний, заседаний,   комиссий, на вопросах, которые задают люди во время встреч, на их личных проблемах и просьбах.

Да и в целом я никогда не задумывался о высоте положения Председателя  Правительства Российской Федерации. Для меня это — работа, имеющая   колоссальный ресурс, который позволяет приносить реальную пользу стране и  людям.
Источник

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: