Skip to content

Военный гопак с драконом

24.06.2011 Пятница

Анна  Стешенко

Сотрудничество с Китаем для Украины выгодно, но опасно, считает директор киевского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. Комментируя соглашение об украино-китайском оборонном партнерстве, эксперт опасается, что, закупив передовые разработки, китайцы могут банально скопировать их – как это случилось с российским Су-27.

— Украина и Китай подписали соглашение о стратегическом партнерстве. В частности, в оборонной сфере. Какие конкретно проекты предусматривает сотрудничество в ОПК и ВПК?

— Еще ранее существовала идея, чтобы китайский аналог самолета «СУ-27», и это одобрили специалисты военно-воздушных сил, производился с нашими двигателями «Мотор Сич». Вполне вероятно, что на этих самолетах будет установлено украинское, и частично российское оснащение, например, ракеты «Воздух-воздух». Такой подход выгоден для Украины, чтобы заменить в перспективе парк воздушных кораблей. Это единственный проект, о котором еще до подписания соглашения говорили вслух. И он действительно стоит того, чтобы его более детально обсуждать. Если говорить в комплексе, то есть много разных возможностей, начиная с авиастроения.

— Вы имеете в виду КБ «Антонов», который ранее подписал соглашение с российской стороной?

— Да, КБ «Антонов» помогает Китаю в разработке самолета, в модернизации самолетов. Стоит напомнить уже подписанный контракт также в судостроении по «Зубрам». Китай подписал соглашение о покупке малых десантных кораблей типа «Зубр». Контракт подписала еще предыдущая команда «Укрспецэкспорта» во главе с Бондарчуком.

Кроме этих направлений в авиастроении и судостроении, можно еще выделить технологии, интересные Китаю. Это газовые турбины для военных кораблей, парашютная тематика, гидролокация, высокоточные технологии поражения.

Традиционно одна из наиболее чувствительных тем заключается в том, что Китай все время пытается получить доступ к так называемым нематериальным технологиям. Простыми словами — это то, что нельзя потрогать, но необходимо для производства. А именно: мы знаем о заинтересованности Китая в получении украинского опыта по строительству авианосцев. Здесь Китай демонстрирует повышенный интерес. И это лишь несколько конкретных направлений, где сотрудничество вполне реально и где бы Китай хотел бы получить что-то от Украины. А их может быть два и три десятка.

— А китайские технологии могут быть интересны украинской промышленности?

— Потенциально для Украины был бы выгоден другой проект. Китай имеет очень серьезные технологии по производству оперативно-тактических ракет. Наше КБ «Южный» и «Южмаш» имеют опыт в разработке баллистических ракет, а оперативно-тактические ракеты на территории Украины никогда не производились. И ракетный комплекс «Сапсан», который в апреле текущего года был запущен под патронатом президента, очень важен для обороноспособности. Здесь сотрудничество с Китаем было бы полезным для нас. И я не исключаю, что оно будет. Но пока что такое решение не принято.

— Украина по этим направлениям сотрудничества является конкурентом Российской Федерации?

— Да. Нужно признать, что по некоторым направлениям Украина является непосредственным конкурентом России.

Во-первых, Украина прямой конкурент в вопросе разработки авиационных аппаратов, то есть, в авиастроении. Украинское КБ «Антонов» даже российскими специалистами признано лучшим КБ на постсоветском пространстве. И даже более успешным, чем КБ, производящие боевую технику. Например, успешнее КБ «Сухого», которое считается одним из передовых в мире. Поэтому то, что может сделать «Антонов» для китайской стороны, не сможет обеспечить российская сторона.

Во-вторых, это производство газовых турбин для военных кораблей. Здесь Украина также впереди. И Россия не может конкурировать с Украиной в этом вопросе с николаевской «Зарей».

Третье направление – гидролокация, которая есть у России, но несколько иная. Киевский Институт гидроприборов – лидер на нашем постсоветском пространстве. То, что предлагает Украина, Россия не производит сегодня. Это же касается моторостроения для бронетехники. Украинские дизельные моторы — лучшие для жаркого климата. Это подтверждает украино-китайско-пакестанский проект, который мы реализовали. Потенциально и Китай для нас выгоден, ведь Китай большой рынок.

— По вашим оценкам, сотрудничество Украины с Китаем по этим направлениям может быть предпочтительнее оборонной кооперации Украины с Россией?

— Здесь есть одна проблема для Украины. Китай не будет покупать большие партии. Китай хочет покупать у нас технологии. И это реальная угроза и определенная дилемма. И здесь Украине необходимо быть очень осторожной. Ведь китайская сторона вкладывает огромные средства в разработку, разведку технологий. Поэтому может произойти следующее. Купив определенный ограниченный и небольшой объем продукции, изучив технологию, Китай может начать массовое производство этих изделий у себя, под своим брендом. И затем экспортировать эту продукцию на мировые рынки, опережая Россию и Украину. И это угроза по всем направлениям, начиная с гидролокации, самолетостроения, моторостроения и так далее. Китай — очень сильное государство в плане поглощения технологий. Поэтому здесь нужно понимать, что Китай очень интересен для Украины, но с другой стороны очень опасен.
Источник

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: