Skip to content

Дело времени

10.10.2011 Понедельник

Станислав  ТАРАСОВ

Премьер-министр России Владимир Путин в газете «Известия» опубликовал статью, в которой поставил задачу формирования Евразийского экономического союза. Считается, что это главный внешнеполитический проект, с которым он пойдет на президентские выборы 2012 года. Поэтому для начала определим введенные им главные базовые понятия.

В статье указывается, что предлагается модель мощного наднационального объединения, «способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. На первых порах осуществление геополитической модернизации, прежде всего, постсоветского пространства будет осуществляться на базе Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), в рамках которых возможна координация экономической и валютной политики и создание полноценного экономического союза. Определена и геополитическая диспозиция: стать «ключевым игроком» наряду с ЕС США, Китаем и АТЭС. При этом Владимир Путин специально подчеркивает: создание Евразийского экономического союза — это не попытка реанимации СССР. Но от Советского Союза будет использовано такое наследие, как инфраструктура, исторически сложившаяся производственная специализация, общее языковое, научно-культурное пространство. В то же время Евразийский союз — это открытый проект. Его участники будут приветствовать присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. Но не только.

Что из этого выйдет? Сначала приведем некоторые исторические факты. Попытки создать единое экономическое сообщество на базе постсоветских государств предпринимались с начала 1990-х годов. Напомним, что название «Евразийский союз» предложил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще в 1994-м. Впоследствии многократно изменялся перечень государств, которые могли присоединиться с этой структуре. Однако среди правящей элиты во многих государствах бывшего СССР доминировали мнению, что «Москва пытается воссоздать империю», и часто использовали этот проект в качестве главной мотивации для осуществления прозападной внешней политики. В 2000 году было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — в него вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В конце 2010 года было решено, что основу будущего Евразийского союза составят Россия, Беларусь и Казахстан, ранее образовавшие Таможенный союз.

При этом эти страны развивали и двусторонние отношения со своими зарубежными партнерами, а Казахстан, к примеру, пытался создать в Средней Азии региональный торгово-экономический альянс. Не получилось, поскольку в этом регионе мира началось соперничество и борьба за региональное лидерство. Наличие данного фактора ослаблял эти страны, которые в один момент осознали, что оказались на пороге уже доминирующего влияния мощного соседнего Китая. Плюс к этому дестабилизирующее воздействие Запада, который не скрывает, что изменение геополитического формата географического ландшафта в этом регионе мира связывает со сценариями «цветных» революций. Почему? Потому, что Запад осознает, что предлагаемый Москвой экономический альянс имеет шанс на реализацию, поскольку пока отсутствуют политические и идеологические различия между многими государствами бывшего СССР. Правда, за некоторым исключением. Грузия, к примеру, позиционирует себя на Кавказе в качестве » единственной демократии». Аналогичную позицию занимал и Киев времен правления команды Ющенко. Тем не менее, эти страны не могут вычеркнуть фактора географии, близость друг к другу, и рано или поздно будут вынуждены следовать библейской истине — «любить ближнего».

При этом важно отметить, что предлагаемый Евразийский союз намерен развивать торгово-экономические отношения как с Европой, так и Азией. Не случайно Владимир Путин подчеркнул: «Мы намерены создать мощное объединение, которое может и должно стать одним из полюсов мировой экономики, и это никакое не преувеличение, не задирание носа».

Но дело не только в странах бывшего СССР. В случае, если Евразийский экономический союз заработает, то на сотрудничество с ним — исходя прежде всего, из прагматических соображений — могут ориентироваться и такие страны, как Турция, Иран, Афганистан, Пакистан и даже Индия. При этом очень важно и географическое положение — соседство с Евразийский союзом, общие выгоды, интересы и дивиденды. К тому же, скажем, Анкара и Тегеран не имеют пока ясного решения по вопросу того, смогут ли они стать вместе или каждый в отдельности региональной силой, глобальным актером или же центром всех региональных игр. Пока во многих областях Турция довольствуется лишь ролью одобренной Западом посредника. И не очень удачно. В то же время Турция, которая пока не рассматривается как возможный потенциальный участник ЕС, обращает свой взор на Восток, где формируется новый центр силы — Евразийский союз. В аналогичной ситуации, но по иным причинам, оказываются и многие другие страны. Так что проект Путина определяет перспективный и вероятный геополитический горизонт будущих действий для многих государств, ранее не входивших в состав СССР. Дело только за временем.

Источник

Реклама
No comments yet

Комментировать

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: