Skip to content

Операция «Ы» по-украински

17.12.2011 Суббота

Александр  ДМИТРИЕВСКИЙ

Государственный долг Украины превысил отметку в пятьдесят девять миллиардов долларов — без малого сорок процентов ВВП, а через год её ждёт начало крупных выплат по ранее взятым на Западе кредитам, что может поставить страну на грань полного разорения, тем более в условиях мирового кризиса. Поэтому возникновение форс-мажора для украинской власти может стать если не спасением от надвигающихся проблем, то способом отложить их решение: финансовые неурядицы, возникшие в этом случае, вполне объяснимы и понятны.

Вспоминаю поучительную историю, услышанную во время одного из путешествий по Крайнему Северу. Дело было в «лихие девяностые», когда вопреки всеобщему недофинансированию, в том числе и армии, с большим трудом удалось изыскать средства для капитального ремонта спортзала на одной из важнейших военно-воздушных баз в отдалённом уголке Заполярья. В краю, где зима длится десять месяцев, не сильно позанимаешься физподготовкой личного состава на свежем воздухе. Но выделенные стройматериалы и спортинвентарь успели «раствориться» где-то по пути, а деньги не менее успешно были прикарманены, зато в столицу полетели отчёты о том, что всё хорошо. И тут, откуда ни возьмись, на борт вылетающего с «материка» транспортного самолёта в последнюю минуту подсаживаются нежданные пассажиры из министерства с весьма понятной целью визита в столь медвежий угол. Однако в заполярную погранзону практически невозможно попасть без ведома местного начальства, поэтому пилоты получают негласное распоряжение под любым предлогом задержать борт на одном из промежуточных аэродромов. Пока бортмеханик тянул время, пытаясь починить несуществующую поломку, на месте прибытия комиссии разыгралась нешуточная пурга. Как развивались события под её покровом, остаётся великой тайной, зато к тому моменту, когда метель, наконец, улеглась, от спортзала остались одни обгорелые головёшки. Высокое начальство покачало головами, пожурило виновных, подписало бумаги и отправилось восвояси.

Последние события в экономике Украины всё больше напоминают процесс «ремонта» того самого злополучного спортзала. Страна готовится принимать Евро-2012, ради чего залезла в долги. Если сравнить с россиянами, готовящимися к зимней Олимпиаде в Сочи, то их проект, несмотря на все недостатки, весьма дальновидный, так как позволяет сделать курортный сезон на Черноморском побережье Кавказа практически круглогодичным. Зато у нас кредиты были взяты под заведомо непродуктивные цели, а совсем не на модернизацию промышленности и развитие новых технологий. Например, реконструкция железнодорожного вокзала в Донецке поражает своим размахом, однако человеку, мало-мальски знакомому с особенностями перевозок этим видом транспорта, становится непонятной эта «фараонова стройка» на станции с достаточно невысоким пассажирооборотом: намного более полезной оказалась бы масштабная реконструкция пассажирского комплекса в соседней Ясиноватой. Кстати, за печальным примером достаточно будет прокатиться в Луганск: там вышедшего на перрон человека встретит даже не вокзал — огромный дворец, по ночам совершенно пустой и холодный. Подобную картину можно лицезреть и в Иловайске: с резким сокращением пограничного сообщения после развала СССР оба крупных вокзала остались невостребованными. Не исключено, что после трёх недель чемпионата их судьбу повторит и вышеупомянутая «стройка века» в Донецке.

Что касается транспорта, то ни у кого не должны вызывать иллюзий такие прожекты, как экспресс, который должен связать аэропорт в Борисполе со столицей Украины, и введение скоростного железнодорожного сообщения, которое, по обещаниям чиновников, способно сократить время в пути между Львовом и Донецком более чем в два раза — до одиннадцати часов. В первом случае стоимость прокладки километра пути оказалась сопоставимой с таковой на Байкало-Амурской магистрали, при том что бороться с вечной мерзлотой и пробивать тоннели в горах строителям бориспольского аэроэкспресса не надо. А во втором — достаточным примером будет неудачный запуск «Сапсана» между Москвой и Нижним Новгородом, где профиль пути не позволил использовать возможности скоростного электропоезда, да и его популярность среди пассажиров оказалась крайне низкой из-за высоких цен на билеты. Стоит учесть, что украинские железные дороги от российских не отличаются, но, несмотря на это, наше правительство предпочитает уничтожать доступное простым гражданам обычное пассажирское сообщение и зарывать деньги в то, с чего резко повышаются шансы улететь под откос. Не стоит оставлять без внимания и ставшую притчей во языцех реконструкцию Донецкого аэропорта, ради которой был уничтожен удобный для пассажиров Путиловский автовокзал, построенный в последние годы существования СССР. Зато темпы и качество строительства автодороги, связывающей Донецк и Днепропетровск, не выдерживают никакой критики, хотя столицы Донбасса и Промышленного Поднепровья давно нуждаются в хорошей транспортной артерии между ними.

Возьмём другие виды инфраструктуры, например гостиницы, которых к Евро-2012 возводится множество. Оставим в покое Львов: этот город живёт за счёт туризма, но зачем они в таком количестве промышленному Донецку, где имеющийся гостиничный фонд и так не используется на полную мощность? Или стадионы евро-класса: если ДонбассАарена построена за счёт частного инвестора, заинтересованного в качестве сооружения, то «Олимпийский» в Киеве стал настоящей гробницей для бюджетных средств, так как уже сейчас нуждается в устранении серьёзных недостатков.

Как быть, когда после вручения кубков и медалей выяснится, что «цирк уехал, а клоуны остались»? Остаётся только распродавать последние активы, ещё находящиеся в руках государства — газотранспортную систему и «Укрзализныцю». Но если первая после запуска «Северного потока» утратила свою политическую ценность, то вторая способна приносить неплохую прибыль: стоит только лишь свернуть пассажирское сообщение, которое ни для одной железнодорожной компании планеты не является рентабельным и повсеместно дотируется как стратегическая социальная программа, про которую в условиях кризиса лучше не вспоминать. А ещё не грех вспомнить о находящемся на рассмотрении в Верховной Раде пресловутом законопроекте № 7378, о котором уже писал «ДК», позволяющем найти весьма «благовидный» повод для масштабного передела собственности путём введения чрезвычайного положения. Не зря в последнее время участились сообщения об анонимных звонках с угрозами терактов.

Если взятые в долг деньги украинским руководством потрачены неизвестно на что, а отдавать их надо, но нечем, то остаётся взять пример с проворовавшегося работника торговли из знаменитой киноленты «Операция «Ы», который пытался скрыть растрату, инсценировав кражу со взломом. Для воплощения такого замысла нужно только найти Бывалого, Балбеса и Труса. Впрочем, претендентов на роль бессмертной троицы в украинской политике хватает. Масштабная неразбериха выгодна руководству Украины, так как на происки «злых бунтовщиков» легко можно списать невыполнение очень многих обязательств, и не только внутри страны.

А теперь вспомним, что киношные злодеи и сами наткнулись на форс-мажорные обстоятельства в лице находчивого студента Шурика. Дело в том, что форс-мажор выгоден не только власти, но и находящимся по другую сторону баррикад: экономическая ситуация совсем не та, что была и в 1991-м, и в 2004 годах. И СССР, и предпомаранчевая Украина больше напоминали богатого одинокого дядюшку, племянники которого могут рассчитывать на щедрое наследство. Современное украинское государство больше напоминает папашу, промотавшего своё состояние и оставляющего сыновьям пачку векселей и закладных расписок. Понятно, что в таком «приданом» наследники не нуждаются, поэтому говорить о стремлении нынешних оппозиционеров к реальной победе вряд ли приходится, ведь и тяготы выплат, и уничтожающая критика лягут на их плечи. Причём не только по внешним заимствованиям, но и по кредиту доверия, выданного поддерживающим их бизнесом. Однако, если «помаранчевая революция» была потасовкой олигархов за кусок пожирнее, то электорат тягнибоков и яценюков составляет куда менее зажиточная часть предпринимателей, рассчитывающая увеличить свои состояния в случае прихода к власти тех, кого они финансируют. А так как вся собственность на Украине уже поделена, то без серьёзного «раскулачивания» олигархов дело не обойдётся. Только не стоит забывать, что лев гиенам свою добычу без боя не отдаёт, поэтому более пирровую победу представить сложно.

Источник

Реклама
No comments yet

Комментировать

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: