Skip to content

Лучше вернуться к Экзархату

03.03.2012 Суббота

Протоиерей Георгий ГОРОДЕНЦЕВ

Об автокефальном лобби в УПЦ МП, давлении Запада и необходимости церковного единства …

От редакции: Угроза автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, церковный раскол на Украине — давняя проблема нашей церковной жизни. В последнее время появились утверждения, что угроза эта преувеличена, что никаких особых проблем в отношениях между Русской Православной Церковью и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата нет. Мы решили провести опрос экспертов из Украины — священников и мирян — по этому вопросу. Сегодня на наши вопросы отвечает известный церковный и общественный деятель протоиерей Георгий Городенцев.

— Высказывается мнение, что нет никаких проблем в отношениях Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Как вы считаете: существует ли автокефальное лобби внутри УПЦ?

Прот.Георгий Городенцев— Разумеется, в УПЦ МП существует автокефальное лобби. Недавно «низверженный» архиепископ Александр (Драбинко) тому пример. Кстати сказать, до последнего времени он был главой этого самого лобби. Существование среди архиереев и священства УПЦ МП значительной прослойки лиц, явно или тайно желающих автокефалии, связано с большим процентом среди них людей западноукраинского этноса. К примеру, в Одесской семинарии (которая в основном и готовила кадры священнослужителей для Украины) в годы советской власти по этническому составу количество учащихся распределялось приблизительно так: 80-85 и более процентов — представители Западной Украины; 10-15 процентов — молдаване; менее 5 процентов — остальные. Значительное количество выходцев из Западной Украины училось также и в Московских и Ленинградских духовных школах. Так что соответствующих кадров наготовили много.

Правда, после 1991 года значительная и наиболее радикальная часть из них ушла в расколы (в основном, в филаретовский), но многие остались у нас. Они-то, как правило, хотят автокефалии, и не столько из церковных соображений, сколько из националистических. Чтобы быть отдельно от «москалей» не только в государственном отношении, но и в церковном.

— Насколько влиятельно это лобби?

— Что же касается  влиятельности этого лобби, то это зависит от ряда факторов, как политических, так и внутрицеховых. Естественно, когда государственная власть Украины склоняется к насильственному введению автокефалии в УПЦ МП, как это было, например, при Кравчуке или Ющенко, то это лобби подымает голову; когда же интерес власти к автокефалии уменьшается, это лобби терпит поражение, как произошло ныне с архиепископом Александром.

— Кто персонально в него входит?

— Кто персонально из архиереев входит в это лобби, я сказать не могу, так как я — человек маленький и простой протоиерей, к тому же заштатный, и в архиерейские круги не вхож. Но я точно знаю, что такие архиереи и священники в УПЦ МП есть. Впрочем, согласно вышесказанному, определить: «кто есть кто?» можно проверив биографии соответствующих лиц на вопрос происхождения их из западноукраинских областей.

За редким исключением, здесь можно найти соответствующую пропорцию.

— Есть ли среди представителей нынешней власти на Украине лоббисты автокефализма?

— Что касается нынешней украинской власти, то не думаю, что сейчас там есть влиятельное автокефальное лобби. Однако, если поменяется центральный вектор, я имею  виду вектор президента В.Ф.Януковича, то такое лобби во флюгерной украинской госвласти как по мановению волшебной палочки мгновенно появится.

Все дело в Януковиче.

А на него, насколько я понимаю, действуют два основных фактора, которые мало зависят от внутриполитической обстановки на Украине. Первый фактор — это внешнеполитическое давление; конкретно, — давление со стороны некоторых деятелей Евросоюза на президента Украины по ряду вопросов, в частности, и по вопросу автокефалии. Я не буду углубляться в то: почему и зачем они давят, это и так ясно. Достаточно сказать, что хотя мы и маленькие люди, но и до нас доходят отголоски того, что такое давление действительно имеет место, чем, на мой взгляд, и объясняются некоторые прошлые непоследовательные шаги Януковича и его администрации в этом вопросе.

Но второй фактор, который влияет на него, — это его личные убеждения, в основном, сформировавшиеся у него под влиянием большого противника автокефалии известного донецкого старца Зосимы. А ведь Зосима предсказал Януковичу его президентство, сказав ему перед известными событиями выборов 2004 года: «Ты будешь президентом, но сначала пройдешь через ад». Я сам лично слышал это пророчество старца из уст одного архимандрита (ныне он архиерей), слышал в начале 2005 года, когда многие уже считали Януковича политическим трупом. Так что не верить старцу и Богу, Который говорил его устами, Януковичу трудно. Вот, по-видимому, и борется в его душе вера в Бога и в учение старца Зосимы, которое предрасполагает к борьбе против автокефалии, с, как всегда, растлевающим влиянием Запада, т.е. Европы, навязывающим эту, как у нас говорят, автофекалию. Что победит? — Один Бог знает! Впрочем, Промысл Божий и здесь действует, постоянно рассоривая Януковича с Европой. Тут и Ю.Тимошенко, и Луценко, и всюду Европа сует свой поганый нос, а Януковича это раздражает!

Что же касается внутрицерковных факторов, влияющих на активность автокефального лобби, то здесь, вне всякого сомнения, главное — это Предстоятель УПЦ МП.

Пока Блаженнейший Митрополит Владимир, будучи мудрым и опытным архипастырем, крайне осторожно относился к идее автокефалии, понимая, что это обязательно вызовет церковный раскол, автокефальное лобби в Церкви, в основном, помалкивало.

Когда при Блаженнейшем большое влияние получил архиепископ Александр, это лобби снова подняло свою голову. Сейчас в связи с известными событиями и с тем, что управление делами УПЦ МП в соответствии с канонами взял на себя Высокопреосвященнейший Митрополит Агафангел, — известный противник автокефалии, они снова примолкли. Нам, православным украинцам и русским только остается молиться за здоровье Митрополита Агафангела, и за то, чтобы и дальше все было так, как идет сейчас.

— Как вы считаете, какой статус был бы оптимальным для УПЦ МП: экзархат или автономная церковь и почему?

— Лично я считаю, что экзархат, как и было прежде. Но, возможно, я ошибаюсь. Для точного ответа надо располагать статистическими и прочими данными, которыми я не располагаю.

Источник

Реклама
No comments yet

Комментировать

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: